Proster®21. Статьи о технологии.

Возведение нулевого цикла без стационарного крана

С введением в 2019-м году поправок к Закону о долевом строительстве (№214 ФЗ), появлением понятий проектного финансирования и эскроу-счетов, как никогда важным для девелоперов и застройщиков стал вопрос поиска резервов для сокращения сроков строительства. Причем для привлечения средств основополагающим является именно нулевой цикл строительства, когда кроме бренда застройщика и проектной декларации на сайте, у дольщика появляется возможность увидеть глазами и потрогать руками реализуемый проект. В то же время для Генподрядчика нулевой цикл – самое хлопотное время, когда в традиционных условиях городской стесненности идет первичная отработка всех процессов и проверка логистических схем. На площадке в это время идут земляные работы, зачастую присутствуют несколько подрядчиков по прокладке и выносу сетей, отсутствует башенный кран, параллельно идет устройство бытового городка. Нельзя сказать, что все эти факторы положительно влияют на сроки начала работ по возведению непосредственно нулевого цикла.
Попытаемся разобраться, где можно найти ресурс для оптимизации пространства и времени в рамках отдельно взятой стройки и даже уже – в устройстве фундаментов и конструкций цокольного этажа. Арматура, бетон, опалубка, рабочая сила и грузоподъемное оборудование – вот пять главных составляющих необходимых для монолита. Если с бетоном и арматурой все относительно понятно (без них железобетон – не железобетон), то для оптимизации трех остальных пунктов нами найдено простое и технологичное решение – стальная несъемная опалубка Proster®21.

Опалубка представляет собой ячеистую панель с ребрами жесткости, формообразование происходит путем прокатки стального оцинкованного листа с диагональной резкой и вытяжением ячеистых участков.


Опалубка Proster®21, вид спереди


Опалубка Proster®21 вид сбоку

В отличии от обычной сетки, которую применяют в рабочих швах ребро жесткости принимает на себя нагрузку от давления бетонной смеси и позволяет сохранять геометрию конструкции, аналогично профилированному листу (которым по сути и является).


Готовый фундамент с опалубкой Proster®21

Предвосхищая вопрос о герметичности конструкции и возможных потерях цементного молочка через ячейки поясним – при соблюдении инструкций по монтажу и добросовестном изготовлении бетонной смеси поставщиком (рекомендуется подвижность П4) - потери бетона при применении опалубки Proster®21 не превышают нормативные 1,5-2%.

Поверхность опалубки Proster®21 сразу после бетонирования

Обладая низкой массой (1 квадратный метр весит 3,5 кг, а стандартная панель 0,6*2,5 м – 5,25 кг) Proster®21 позволяет вести монтаж вручную, сразу после доставки на объект, и исключить использование тяжелой грузоподъемной техники для установки опалубки (мы помним, что башенный кран еще только монтируют, а ставить опалубку автокраном – удовольствие затратное и далеко не всегда безопасное).

Свойства материала и требования к его хранению позволяют складировать менее чем на 2-х квадратных метрах площади 600 м2 опалубки Proster®21 (штабель в 4 яруса, 4 стандартные упаковки 2,7*0,7*0,6 по 150 м2). Для хранения не требуются отдельно оборудованные площадки или навесы – опалубка изготовлена из оцинкованной стали и может храниться на открытой площадке. Опыт показал, что в течении года панели Proster®21, складированные открытым способом не корродировали и не утратили своих физико-механических свойств. Для сравнения – 600 м2 инвентарной щитовой опалубки требуют для складирования не менее 80 м2, плюс площадки для укрупнительной сборки и очистки щитов от бетона не менее 50 м2 – итого 130 м2, что в условиях стесненных городских строек не всегда доступно.

Все те же преимущества можно отнести и к транспортной составляющей – за счет низкой массы квадратного метра до 30 раз снижаются транспортные затраты.
Так, автомобиль Газель, грузоподъемностью ≈1500 кг способен доставить к месту строительства до 450 м2 опалубки Proster®21 (объем груза 2,25 м3, масса 1,53 т), тогда как для транспортировки аналогичного количества инвентарной щитовой опалубки (объем груза 67,5 м3, масса 22,5 т) потребуется два рейса автомобиля-длинномера 12 м грузоподъемностью 20 тонн (на ввоз и вывоз щитов).

Ручная выгрузка опалубки Proster®21 в стесненных условиях

Дальнейшая экономия произойдет на этапе монтажа опалубки. Для установки Proster®21 не требуется отдельное звено или бригада монтажников. Технология предусматривает вязку опалубки непосредственно к каркасу из арматуры, соответственно, это может быть выполнено теми же арматурщиками, которые вязали каркас. При сдельной системе оплаты труда исключение монтажников немаловажно еще по одной причине – решается вечное противоречие труда и капитала в строительстве, когда заказчик кричит «мало рабочих», а рабочие кричат «мы и так ничего не заработаем». Состав бригады оптимизируется и на каждого члена придется больше выработки в кубах, а через это и больше заработной платы.
Опалубка Proster®21 не требует демонтажа, поэтому трудозатраты на 1 кубометр бетона снижаются на 44%, с 2 ч/часов до 1,12 ч/часов (рассчитано по ЕНиР Сборник Е4. Монтаж сборных и устройство монолитных железобетонных конструкций, § Е4-1-34 и § Е4-1-37), что почти в 2 раза сокращает сроки. Со сроками снижаются накладные расходы, такие как содержание управленческого аппарата и офиса, растет оборачиваемость средств, которые можно направить на развитие организации. Кроме перечисленных исключаются затраты на ремонт, смазку, обслуживание и комплектацию щитовой опалубки, содержание складов и баз. Так же опалубка Proster®21 не является основным средством и списывается на производство, что приводит к снижению налогооблагаемой базы предприятия.

Опалубка Proster®21 позволяет оперативно вести монтаж фундаментов любого типа – ленточных, свайных ростверков, плит, столбчатых, а также стен, пилонов, колонн, приямков и колодцев. При этом форма конструкции в плане может быть не только прямоугольной, но и криволинейной, и радиусной, что достаточно часто требуется для строительства уникальных объектов и чего достаточно затратно добиться при использовании традиционных опалубочных систем. Достичь криволинейности позволяет гибкость опалубки Proster®21 в продольном направлении, тогда как в поперечном форма продолжает сохраняться за счет ребер жесткости, которые воспринимают нагрузку от бетонной смеси.

При включении Proster®21 в расчет в качестве рабочего элемента конструкции возникает возможность экономии материалов за счет снижения расчетных сечений арматуры и бетона, это подтверждается испытаниями образцов конструкций, которые прошли в 2016 году в ЦНИИК им. В. А. Кучеренко. По результатам испытаний был выпущен Научно-технический отчет, подтвердивший совместную работу опалубки с бетоном конструкции за счет адгезии цементного молочка и металла ячеистых участков.

В сравнении с контрольными образцами конструкции колонн с применением опалубки Proster®21 показали прирост прочности до 20%:

Рост прочности колонн с опалубкой Proster®21

В сравнении с контрольными образцами конструкции простенков с применением опалубки Proster®21 показали прирост прочности до 28%:


Рост прочности простенков с опалубкой Proster®21


Вместе с технологическими и механическими свойствами нельзя не отметить снижение водопроницаемости вертикальных конструкций 35% за счет наличия оцинкованного ребра (в расчет принята только проекция сплошного металла, без ячеистых участков). Для подземных конструкций, так или иначе находящихся под воздействием грунтовых вод это может стать заметным плюсом к гидроизоляции.

Таким образом, без переподготовки основных кадров и радикального изменения технологических цепочек несъемная опалубка Proster®21 позволяет сэкономить на транспорте, трудозатратах, грузоподъемных механизмах и, главное, сроках строительства, при этом улучшая механические и эксплуатационные свойства конструкций здания ниже отметки ноля.


в оформлении статьи использованы материалы DВ SYSTЕМ INTЕRNATIОNAL SRL